скрыть меню

Распространенность Сandida non-albicans у женщин с кандидозным вульвовагинитом


страницы: 11-12

Кандидозный вульвовагинит является одним из наиболее часто диагностируемых заболеваний в гинекологической практике. В 90% случаев обнаруженные у пациенток грибы рода Candida относятся к виду С. аlbicans. Однако в последние годы вследствие применения различных терапевтических вмешательств становится очевидным увеличение доли Candida non-albicans. Предлагаем вашему вниманию обзор статьи Jason D. Mintz и Mark G. Martens, в которой представлены результаты оценки распространенности кандидозного вульвовагинита, видового состава и количественного распределения дрожжеподобных грибов при рецидивировании этой инфекции.

Кандидозный вульвовагинит – инфекционное заболевание, часто диагностируемое врачами-гинекологами в повседневной практике. Согласно имеющимся данным, приблизительно у 75% женщин наблюдается по крайней мере один эпизод грибковой инфекции в течение жизни, а 5-8% пациенток соответствуют критериям рецидивирующего вульвовагинального кандидоза (РВВК), имеющих более четырех обострений заболевания в течение года.

Частота определения грибов рода Candida у лиц с жалобами на дискомфорт в области вульвы и влагалища составляет приблизительно 30%. Согласно данным литературы, 85-95% дрожжеподобных грибов, выделенных при культуральном исследовании, относились к виду С. аlbicans. Однако вследствие применения различных терапевтических стратегий (в т.ч. однократный прием антимикотиков, применение низких доз азолов при поддерживающей терапии, безрецептурное использование противогрибковых препаратов) увеличивается доля вида Candida non-albicans. В публикациях последнего десятилетия отмечается, что распространенность этого вида дрожжеподобных грибов у пациенток с кандидозным вульвовагинитом составляет 10-30%. В исследованиях с участием женщин с РВВК было обнаружено, что 20% лиц инфицировано C. non-albicans.

В исследованиях, проходивших в течение нескольких последних лет (Kennedy M. A. et al., 2010; Dennerstein G. J. et al., 2011), изучали вопросы патогенности и клинической значимости C. non-albi­cans. Авторы этих исследований предположили, что пациентки с вульвовагинальным кандидозом, у которых высеяны C. non-albicans, не нуждаются в лечении, так как имеющиеся симптомы могут быть обусловлены другим диагнозом. Обоснованием этого утверждения служит тот факт, что у 27% женщин, получавших лечение по поводу инфекции, вызванной C. non-albicans, сохранялись симптомы, несмотря на отрицательный результат культурального исследования. Благодаря вне­дрению метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) может быть выявлена когорта лиц с кандидозным вульвовагинитом, но отрицательными результатами бактериального посева.

В нескольких исследованиях продемонстрировано, что инфекции, вызванные C. non-albi­cans, представляют серьезную проблему. Так, Zeng et al. (2011) отметили, что наличие C. non-albicans ассоциировано с более тяжелыми симптомами вульвовагинита, чем C. albicans. Согласно данным Girgoriou et al. (2006), при инфицировании C. non-albicans чаще возникает болезненность во влагалище и диспареуния. При этом отмечено, что вид C. non-albicans C. glabrata, преимущественно выделявшийся у участниц этих исследований, а также другие штаммы, включая C. krusei, недостаточно чувствительны к препаратам группы азолов. Поэтому для назначения целенаправленной терапии требуется точная идентификация патогена.

С учетом значимости вида C. non-albicans в клинической практике проведено исследование, цель которого состояла в оценке распространенности кандидозного вульвовагинита и количественного распределения видов возбудителей в случаях рецидивирования данной инфекции.

Материалы и методы

вверх

Был проведен ретроспективный анализ историй болезни пациенток (n = 103), обратившихся к акушерам-гинекологам по поводу рецидивирующего вульвовагинита, с целью определения распространенности C. albicans и C. non-albicans. Все участницы до включения в исследование получали несколько повторных курсов терапии пер­оральными и местными противогрибковыми препаратами. В ходе данной работы им было вы­полнено культуральное исследование, идентификация Candida посредством ПЦР либо оба метода.

Образцы материала у каждой пациентки были взяты путем соскоба непосредственно со стенок влагалища во время осмотра в зеркалах с использованием стерильных тампонов.

Первичный бактериологический посев и идентификация дрожжеподобных грибов в первичной культуре выполнены по методологии Hazen и Isenberg.

Методом ПЦР определяли ДНК следующих шести видов: C. albicans, C. glabrata, C. krusei, C. parapsilosis, C. tropicalis и C. dublinensis.

Результаты

вверх

Было обследовано 103 пациентки с РВВК. Из общего количества участниц у 29,1% были выявлены грибы рода Candida. У этой категории пациенток Candida была единственным патогеном у 60%, а у остальных 40% высевалась смешанная грибково-бактериальная инфекция. По результатам последних тестов у них отмечено равное (по 50%) распределение видов C. albicans и C. non-albicans. При анализе результатов, полученных во время каждого визита, обнаружено, что C. albicans выделена у 60% женщин, а C. non-albicans у 56,7%; при этом у 16,7% пациенток в один из периодов исследования высевали оба вида.

На протяжении всего исследования положительный результат в отношении C. non-albicans был получен в 21 образце у 17 разных женщин.Были определены следующие виды C. non-albicans: C. glabrata (28,6%), C. krusei (23,8%), C. parapsilosis (23,8%), C. lusitaniae (9,5%) и C. famata, C. tropicalis, C. dublinensis по 4,8%.

Обсуждение

вверх

Дискомфорт в вульвовагинальной области – частая жалоба, побуждающая женщину обратиться к врачу. При этом одной из наиболее распространенных причин этого состояния является инфекция, вызванная дрожжеподобными грибами. Приблизительно у 5-8% женщин наблюдается РВВК, обусловливающий значительную финансовую нагрузку на систему здравоохранения.

В данном исследовании было установлено, что у 29,1% пациенток с рецидивирующими симптомами вульвовагинита идентифицируются грибы рода Candida при культуральном исследовании и/или ПЦР. Среди этих женщин у 50% определялись C. non-albicans.

В литературных источниках сведения относительно распространенности C. non-albicans в популяции пациенток с РВВК ограничены. Однако известно, что инфицирование этим видом грибов вызывает более тяжелые симптомы и сложнее под­дается лечению. Kennedy et al. (2010) определили распространенность C. non-albicans у пациенток с РВВК на уровне 20%. Возрастающая распространенность C. non-albicans, вероятно, представляет общую тенденцию. В нескольких ретроспективных исследованиях середины 90-х годов прошлого века продемонстрировано повышение частоты выявления этого вида грибов у женщин с кандидозным вульвовагинитом.

Резкое повышение распространенности инфекции, вызванной C. non-albicans, среди пациенток с РВВК возможно связано с более частым и повторным использованием флуконазола. Данный препарат был одобрен Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США для лечения вульвовагинального кандидоза в 1994 г., и с тех пор его назначение врачами значительно увеличилось. В отличие от C. albicans, восприимчивость которых к флуконазолу не изменялась в течение длительного периода (с 1986 по 2008 г.), виды C. non-albicans, включая C. glabrata, C. lusitaniae и C. krusei, малочувствительны к этому препарату.

Флуконазол, а не местные азолы, является основным этиологическим фактором повышения распространенности C. non-albicans, так как он абсорбируется из желудочно-кишечного тракта. В предыдущих исследованиях показано, что кишечник служит в качестве исходного резервуара для колонизации вульвы и влагалища и что существует высокая степень сходства между видами дрожжеподобных грибов, обнаруженных в кишечнике и во влагалище. Авторы данного исследования предполагают, что повторные испытания флуконазола способствовали селекции более устойчивых видов C. non-albicans в кишечнике, особенно у пациенток с РВВК, которые получили несколько курсов терапии в течение ряда лет. Эти виды грибов затем колонизируют и инфицируют вульвовагинальную зону, не получая противодействия конкурирующих видов Candida. Следовательно, при анализе первичных данных может быть выявлено большое количество пациенток, первоначально инфицированных C. albicans, у которых развилась инфекция C. non-albicans в ходе повторного лечения флуконазолом.

Наряду с повышением распространенности C. non-albicans из-за увеличения использования флуконазола, внедрение метода ПЦР позволило выявить значительную долю этих патогенов. Посредством культурального исследования можно обнаружить инфекцию при содержании микроорганизмов в количестве 103 в 1 мл; в то же время всего 102 микрорганизмов достаточно для развития симптомов. Методом ПЦР можно идентифицировать дополнительную группу лиц, у которых окончательная диагностика другими способами была бы недоступна.

Выводы

вверх

Ввиду повышения распространенности вида C. non-albicans у пациенток с РВВК выявление устойчивых штаммов Candida имеет первостепенное значение для улучшения целенаправленной терапии и эрадикации инфекции на ранней стадии.

Подготовила Виктория Лисица

По материалам: J. DMintz, M. G.Martens Prevalence of Non-Albicans Candida Infections in Women with Recurrent Vulvovaginal Symptomatology. Advances in Infectious Diseases. 2013; 3: 238-242.

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2018 Год

Содержание выпуска 7-8 (120-121), 2018

  1. М.В. Майоров, С.В. Ворощук, Е.А. Жуперкова, С.И. Жученко, О.Л. Черняк

  2. Е.Ф. Кира, А.М. Савичева

  3. З.М. Дубоссарская, Е.А. Пузий

  4. Є.В. Гріжимальський, Д.Р. Шадлун, А.Й. Гарга, О.М. Цівина

  5. Л.И. Тутченко, Е.А. Коляда, Т.П. Гавриленко

  6. С.П. Пасєчніков

Содержание выпуска 6 (119), 2018

  1. Р.А. Ткаченко

  2. Л.И. Тутченко, Е.А. Коляда, Т.П. Гавриленко

  3. А.П. Григоренко, А.С. Шатковская, О.Г. Шиманская, О.А. Плюта

  4. С.П. Пасєчніков, Я.М. Клименко

  5. Р.А. Ткаченко, М.С. Рыбин, С.П. Зайченко

  6. О.А. Борисенко, Т.А. Зайцева, А.В. Шапошникова, С.Г. Кудинова

  7. А.Б. Бизунков

Содержание выпуска 5 (118), 2018

  1. І.Б. Вовк

  2. И.В. Лахно, В.И. Останина, Е.В. Милютин

  3. Н.И. Стуклов

  4. З.М. Дубоссарская, Ю.А. Дубоссарская

  5. В.И. Аверина

  6. А.Б. Бизунков

Содержание выпуска 4 (117), 2018

  1. І.Б. Вовк

  2. Е.Н. Носенко, Т.Я. Москаленко, Е.В. Смирнова, А.В. Рутинская

  3. M. Gold, A. Andriessen, A. Bader, R. Alinsod, E. Shane French, N. Guerette, Є. Колодченко, М. Krychman, S. Murrmann, J. Samuels

  4. Т.А. Продан, Н.О. Данкович, О.М. Бабенко

  5. О.В. Рыкова

  6. Ю.П. Вдовиченко, О.М. Гопчук

  7. Р.А. Ткаченко

  8. Є.В. Гріжимальський, А.Й. Гарга

Содержание выпуска 3 (116), 2018

  1. Т.В. Авраменко, И.М. Меллина, Н.И. Владимирова

  2. О.І. Буткова, І.А. Жабченко, В.Ф. Олешко

  3. Н.В. Косей, С.И. Регеда, А.И. Западенко

  4. А.С. Шатковська, А.П. Григоренко, О.Г. Горбатюк, А.М. Біньковська, В.Ю. Онишко, O.І. Полунченко, О.Л. Ємельянік

  5. О.В. Ромащенко, С.Н. Мельников, А.В. Бабич

  6. С.Н. Гайдукова, С.В. Выдыборец

Содержание выпуска 2 (115), 2018

  1. І.Б. Вовк, О.В. Трохимович

  2. Р.А. Ткаченко

  3. Л.Б. Маркин

  4. И.И. Лесной

  5. І.Г. Криворчук, Ю.В. Давидова, А.Ю. Ліманська

  6. С.О. Шурпяк, В.І. Пирогова, Н.В. Щурук

  7. О.В. Ромащенко

  8. Р.А. Ткаченко, В.В. Каминский

  9. Є.В. Гріжимальський, А.Й. Гарга

  10. В.І. Горовий

Содержание выпуска 1 (114), 2018

  1. Р.А. Ткаченко, В.В. Каминский

  2. С.Р. Галич

  3. В.І. Медведь, М.Є. Кирильчук, К.М. Дуда

  4. В.И. Черний

  5. А.А. Буднюк

  6. С.Н. Гриценко

  7. Ю.О. Дубоссарська

  8. В.К. Кондратюк, Н.П. Дзись, Н.Е. Горбань, А.И. Нарольская, Н.Д. Коблош

  9. О.О. Єфіменко, О.Ю. Михайленко

  10. А.С. Шатковська, О.Г. Горбатюк, А.П. Григоренко, А.М. Біньковська, В.Ю. Онишко

  11. В.В. Баранова, А.Ю. Ліманська, Ю.В. Давидова

Содержание выпуска 1, 2018

  1. Т.Ф. Татарчук, О.В. Рыкова

  2. Н.В. Косей

  3. О.А. Ефименко

  4. Н.А. Цубанова, А.В. Барская, Т.Д. Губченко

  5. Н.Ю. Педаченко, Н.Ф. Захаренко

  6. І.Б. Вовк

  7. Ю.Т. Цуканов, А.Ю. Цуканов, В.Н. Баженов, И.Ф. Корниенко, В.В. Василевич