сховати меню

Применение Магне-В6 в комплексной терапии угрозы прерывания беременности

В.И. Краснопольский, профессор, член-корреспондент РАМН; Л.С. Логутова, д.м.н., профессор Московский областной НИИ акушерства и гинекологии Минздрава России

Магний – один из распространенных и необходимых компонентов внутренней среды организма после таких элементов, как натрий, калий и кальций. Катион магния является кофактором одного из этапов биосинтеза белка, участвует в обмене белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Кроме того, принимает участие в процессе нервно-мышечного возбуждения, угнетая нервно-мышечную передачу, а также являясь физиологическим природным антагонистом кальция, участвует в сопряжении процессов возбуждения и сокращения мышечных клеток. Организм человека получает магний с пищей. Наиболее высокое его потребление отмечается при соблюдении вегетарианских диет [7].
Во время беременности потребность в магнии возрастает в 2-3 раза, в связи с чем нередко в организме развивается его дефицит. Клиническим проявлением дефицита магния, кроме тревожности, бессонницы, судорог и астении, является повышение маточного тонуса [1, 6, 8].
Угроза прерывания беременности – одно из наиболее частых акушерских осложнений, которое встречается в 18-23% случаев. В структуре всех акушерских осложнений эта патология составляет 29,7% [3]. Данные литературы свидетельствуют, что при симптомах угрозы прерывания беременности нарушается функция плаценты. Стойкое повышение маточного тонуса снижает фетоплацентарный кровоток и приводит к ухудшению транспорта кислорода и питательных веществ к плоду. Развивается плацентарная недостаточность, одним из симптомов которой является нарушение гормональной функции фетоплацентарного комплекса [2]. В настоящее время рациональная тактика ведения беременных с угрозой прерывания беременности включает назначение препаратов магния [4, 5].
Однако остается не совсем ясным, каков исходный уровень концентрации магния в тех случаях, когда течение беременности осложняется угрозой прерывания, а также приводит ли нормализация уровня магния в сыворотке крови к уменьшению клинических симптомов угрозы прерывания беременности.

Целью настоящего исследования явились изучение концентрации магния в сыворотке крови при клинических симптомах угрозы прерывания беременности, а также оценка эффективности применения препарата Магне-В6 фирмы Sanofi Synthelabo в комплексной терапии, направленной на пролонгирование беременности.
Магне-В6 представляет собой комплексное соединение, содержащее магний в виде наиболее легкоусвояемого соединения – лактата, а также витамин В6. Сочетание магния и витамина В6 в одном препарате связано с тем, что витамин В6 не только способствует усвоению магния в кишечном тракте, но и облегчает проникновение его в клетки и удерживает в них.
Были обследованы 25 беременных, находившихся на стационарном лечении в клинике патологии беременных Московского областного НИИ акушерства и гинекологии по поводу угрозы прерывания беременности. Комплексная терапия, направленная на пролонгирование беременности, помимо применения спазмолитических (но-шпа, папаверин, метацин) и β2-адреномиметических средств (гинипрал), включала назначение Магне-В6 по 2 таблетки 3 раза в день в течение 7 сут, затем дозу снижали до 1 таблетки 3 раза в день. Общая продолжительность курса составляла 20 дней.
Определение концентрации магния в сыворотке крови проводили до лечения и через 10 и 20 дней от его начала. Забор крови из локтевой вены осуществляли в утренние часы натощак. Взятую кровь сразу после забора подвергали центрифугированию в течение 30 мин, поскольку известно, что при проведении центрифугирования позднее 2 ч после забора крови в плазму изформенных элементов крови выходит магний и имитируется ложнонормальный или даже повышенный показатель его содержания. Метод определения концентрации магния (колориметрический с ксилидиловым синим) основан на том, что ионы магния в щелочной среде образуют с ксилидиловым синим пурпурный окрашенный комплекс, интенсивность окраски которого пропорциональна концентрации магния. В норме показатели концентрации магния в сыворотке крови составляют 1,9-2,5 мг/мл (0,8-1,0 ммоль/л).
При статистической обработке материала использовались непараметрические методы.
Возраст обследованных составлял от 18 до 35 лет. На гестационном сроке до 18 нед находились 4 (16%) беременных, от 18 до 28 нед – 5 (20%), более 29 нед – 16 (64%). Первородящих было 17 (68%), первобеременных – 11 (44%), повторнородящих – 8 (32%). У 2 женщин беременность была многоплодной (двойня). Экстрагенитальная патология имела место у 7 (28%) женщин: у 3 – сахарный диабет и у 4 – заболевания сердечно-сосудистой системы; из них врожденные пороки сердца – у 3 и у 1 – нарушения сердечного ритма по типу пароксизмальной тахикардии. Клинические симптомы угрозы прерывания беременности (повышение маточного тонуса, тянущая или схваткообразная боль внизу живота) до начала лечения зарегистрированы у всех женщин.
Концентрация магния в сыворотке крови до начала терапии и на фоне приема Магне-В6 представлена в таблице.
До начала лечения концентрация магния в сыворотке крови составляла от 1,6 до 2,6 мг/дл и у большинства пациенток была очень низкой: ниже нормы у 14 (56%) беременных и на нижней границе нормы у 7 (28%). Лишь у 4 (16%) пациенток наблюдался уровень магния от 2,0 до 2,6 мг/дл.
На фоне лечения уже через 10 дней приема Магне-В6 у всех женщин уровень магния в сыворотке крови увеличился и достиг нормальных значений (p<0,05), которые сохранялись и при переходе на поддерживающую дозу препарата.
Терапию β2-адреномиметическими средствами получали 18 (72%) беременных. На фоне комплексной терапии исчезновение клинических симптомов угрозы прерывания беременности произошло у 20 (80%) женщин, из них у 5 (20%) – без применения β2-адреномиметических средств. У 5 (20%) пациенток на фоне лечения симптомы угрозы прерывания сохранялись, из них терапию β2-адреномиметическими препаратами получали 4 (16%).
Беременность закончилась срочными родами у 19 (76%) женщин, преждевременными – у 5 (20%), у 1 (4%) произошел самопроизвольный выкидыш на 21-й неделе гестации. Родоразрешение через естественные родовые пути проведено у 22 (88%) женщин, абдоминальным путем – у 2 (8%). Показаниями к кесареву сечению явились: тазовое предлежание плода при двойне после экстракорпорального оплодотворения у пожилой первородящей с длительным бесплодием в анамнезе в одном случае и рубец на матке после консервативной миомэктомии во время данной беременности – в другом.
Всего родились 26 детей (2 двойни), нарушения адаптации в раннем неонатальном периоде выявлены у 7 (27%) детей (у 2 доношенных и у 5 недоношенных).
На фоне приема Магне-В6 у беременных, кроме нормализации маточного тонуса, наблюдалось улучшение общего самочувствия, снижение беспокойства, чувства тревоги, улучшался сон. Необходимо отметить хорошую переносимость препарата – ни в одном случае не потребовалась его отмена.
Таким образом, по результатам наших наблюдений оказалось, что клинические симптомы угрозы прерывания беременности сопровождаются выраженной гипомагниемией. На фоне терапии препаратами магния происходит нормализация его концентрации в организме, что в большинстве случаев (80%) сопровождается исчезновением симптомов угрозы прерывания беременности. Необходимо подчеркнуть, что у некоторых женщин улучшение клинической симптоматики происходило без назначения β2-адреномиметических средств, что свидетельствует об эффективности применения препаратов магния в изолированном виде.

Проведенное исследование показало, что уникальное сочетание 470 мг солей магния в виде лактата и 5 мг пиридоксина гидрохлорида в 1 таблетке позволяет добиться хороших результатов при лечении угрозы прерывания беременности. В комплексной терапии угрозы прерывания беременности применение Магне-В6 особенно может быть рекомендовано в тех случаях, когда имеются противопоказания к назначению β2-адреномиметических средств, например при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки сердца, нарушения сердечного ритма) и в ряде таких эндокринных заболеваний, как тиреотоксикоз и сахарный диабет.

Литература
1. Кошелева Н.Г., Прокопенко В.М., Бузурукова П.С. и др. // Журнал акушерства и женских болезней. – 1997. – № 1. – С. 30-33.
2. Савельева Г.М., Федорова М.В., Клименко П.А., Сичинава Л.Г. Плацентарная недостаточность. – М.: Медицина, 1991. – 270 с.
3. Фролова О.Г., Токова З.З., Волгина В.Ф. и др. // Акушерство и гинекология. – 1996. – № 4. – С. 7-11.
4. Berkman N.D., Thorp J.M., Lohr K.N. et al. Am. J. Obstet. Gynec. 2003; 188: 6: 1648-1659.
5. Keirse M.J. BJOG 2003; 110: 20: 94-97.
6. Mittendorf R., Pryde P.G., Elin R.J. et al. Magnes Res. 2002; 15: 3-4: 253-261.
7. Position of the American Dietetic. Association and Dietitians of Canada: Vegetarian diets. J. Am. Diet. Assoc. 2003; 103: 6: 748-765.
8. Prentice A. J. Nutr. 2003; 133: 5: Suppl 2: 1693-1699.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2008 Рік

Зміст випуску 5-2 (14), 2008

  1. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  2. В.А. Бенюк

  3. Т.Р. Никонюк

  4. Е.А. Дындарь

  5. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  6. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  7. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  8. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  9. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  10. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  11. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

Зміст випуску 4 (13), 2008

  1. Т.Ф. Татарчук, Н.В. Косей

Зміст випуску 2 (11), 2008

  1. В.В. Корохов

  2. В.В. Корохов

  3. В.В. Корохов

  4. В.В. Корохов

  5. В.В. Корохов

  6. В.В. Корохов

  7. В.В. Корохов

  8. В.В. Корохов

  9. В.В. Корохов

  10. В.В. Корохов

  11. В.В. Корохов

  12. В.В. Корохов

  13. В.В. Корохов

  14. В.В. Корохов

  15. В.В. Корохов

  16. В.В. Корохов

  17. В.В. Корохов

Зміст випуску 1 (10), 2008

  1. І.А. Марценковський, Я.Б. Бікшаєва

  2. Ю.И. Чертков