сховати меню

Образы в генетике

Генетические и прочие болезни, отраженные в керамике культуры Тумако-Ла Толита

Дж.Е. Бернал, И. Брицено, Институт генетики человека, медицинский факультет папского университета Джавериана в Боготе, Колумбия

Народность, являющаяся носителем культуры Тумако-Ла Толита, населявшая территорию современных Колумбии и Эквадора и вымершая к моменту появления на континенте испанцев, оставила после себя след в виде огромного количества керамических артефактов, отражающих повседневную жизнь, в том числе проявления некоторых заболеваний. В данной статье представлены результаты проведенного нами исследования обширной коллекции керамических изделий культуры Тумако-Ла Толита в Колумбии и Эквадоре. Были выявлены изображения случаев синдрома Дауна, ахондроплазии, мукополисахаридоза I H и IV типов, опухоль лица и доброкачественная опухоль у женщины пожилого возраста. Полагаем, что они являются одними из самых ранних художественных произведений, отразивших проявления данных болезней.

Известны редкие случаи генетических болезней и врожденных пороков развития у жителей американского континента до появления на нем европейцев, большинство из которых подтверждены при анатомическом и молекулярном исследовании мумий. Обширные коллекции художественных изделий доколумбовой эпохи, собранные во многих музеях Центральной и Южной Америки, несут информацию о культуре этих народностей. Народность, представляющая культуру Тумако-Ла Толита, населяла территорию нынешних Колумбии и Эквадора и оставила после себя огромный культурный пласт в виде керамических изделий, которые стали объектом широких археологических изысканий. Произведения керамического искусства этих народов отражают их повседневную жизнь во всем ее многообразии – от космического могущества шаманства до кормления матерями своих детей. Иногда они отражают человеческие эмоции и чувства (улыбка на лице пожилой женщины, гримаса боли). Эти произведения очень реалистично передают случаи многих соматических нарушений.
Культура Тумако-Ла Толита просуществовала приблизительно тысячелетие, с периодами подъема и упадка. В ее истории можно выделить три периода:

  • доклассический (600-300 лет до н.э.);
  • классический (от 300 до н.э. до 90 г. н.э.);
  • постклассический (90-350 гг. н.э.).

Художественная керамика доклассического периода включает изображения животных, человеческие маски и женские фигуры. В конце этого периода отмечается натуралистический подход к воспроизведению лица и головы, однако характерна тенденция к изображению коротких и широких рук и ног.
На протяжении классического периода качество изображения лиц улучшается, достигается портретное сходство.
В течение постклассического периода численность населения продолжала расти, однако это сопровождалось застоем в культуре: отмечается массовое производство скульптур невысокого качества, черты лица на них становятся более стилизованными, а линии – недостаточно проработанными. Эти аборигены сыграли важную роль в раннем развитии региона Анд. Очевидно, они контактировали с другими культурами на территории современных Колумбии, Эквадора и Перу, и это было важной точкой взаимодействия для береговых регионов этих стран [1-4].

Наиболее важные коллекции в Колумбии и Эквадоре были исследованы археологом и двумя генетиками. Они изучали публичные коллекции музея Casa del Marquez de San Jorge, Национального музея, музея дель Оро, Колумбийского института антропологии, музея de Pasca Museo Maria Goretti в Колумбии и археологического музея Центрального банка Эквадора, музея медицины, музея Jacinto Jijon y Caamano, Taller de Guayasamin и культурного центра Ivan Cruz в Эквадоре. Были исследованы также некоторые частные коллекции. В общей сложности было изучено более 10 000 керамических фигур.

Собственное исследование этих скульптурных отражений позволило нам классифицировать некоторые из них как отражающие заболевания у своих прототипов. В данной статье мы представляем некоторые из этих случаев и предлагаем наиболее вероятные, на наш взгляд, диагнозы.
На некоторых керамических произведениях отображены проявления, характерные для синдрома Дауна. На рисунке 1 приведен, по-видимому, наиболее типичный случай из всех выявленных, который не только отчетливо демонстрирует клинические проявления синдрома, но и позволяет исследователю увидеть поведение ребенка с трисомией по 21 паре хромосом.
На рисунке 2 представлены голова, грудь и руки фигурки. Голова с надетым головным убором имеет краниальную деформацию. Обращают на себя внимание выступающий лоб, запавшая переносица, выступающая вперед челюсть в сочетании с короткой шеей. Наиболее вероятным диагнозом представляется ахондроплазия.
На рисунках 3 и 4 изображены грубые черты лица, выступающие надбровные дуги, широкий рот и пупочная грыжа. Оба случая имеют сходство с мукополисахаридозом I H (синдромом Гурлера). Подобные проявления отмечены, по крайней мере, еще у трех фигурок.
Обнаружено как минимум 15 фигурок людей, подобных представленному на рисунке 5 скульптурному изображению, хотя и другого размера; одна из них напоминает свистульку. Они представляют собой фигуры взрослых людей явно низкого роста, с грубыми чертами лица, короткими носом и шеей, узкой грудью, у которых левое плечо выше правого. За небольшим исключением, все они изображают людей в однотипной одежде и с одинаковыми украшениями. Такие изменения типичны для мукополисахаридоза IV типа (синдром Моркио). Кроме того, на некоторых скульптурных изображениях также были выявлены признаки опухоли. Большое опухолевидное образование в области лица с округлыми краями и ульцерацией можно увидеть на рисунке 6. Опущение угла рта свидетельствует о вовлечении в процесс лицевого нерва. В данном случае вероятным диагнозом представляется опухоль верхнечелюстной пазухи. На рисунке 7 изображена фигурка женщины пожилого возраста, сидящей в позе, типичной для американских индейцев. Художник детально воспроизвел контуры костей – ключиц, позвонков, реберных дуг. Одеяние женщины представляет собой «паруму» – платье, типичное для современных народностей эмбера и ваунана с тихоокеанского побережья Колумбии. Образование, отчетливо различимое на правом боку, вероятно, доброкачественная опухоль, возможно, липома или фиброма.

Изображения заболеваний в культуре Тумако-Ла Толита – одни из самых ранних в истории человечества; с момента создания этих фигурок прошло почти 2500 лет. Сообщалось только о нескольких подобных случаях, в частности об изображении синдрома Дауна в культуре мексиканских тольтеков, датированном серединой І века н.э. [5]. Генетические дефекты также нашли свое отражение в искусстве цивилизации Моче в Перу, при изучении которого было выявлено несколько заболеваний, расцененных как возможные случаи заячьей губы и синдрома Робинова [6]. Важно также отметить точность изображения проявлений болезней в культуре Тумако-Ла Толита, что позволяет говорить о наличии у этой народности хороших анатомических познаний и способности четко различать норму и патологию не только при выраженных, но и при незначительных признаках проявления болезни.

Литература
1. Uhle M. Estudio Esmeraldenos. Anales de la Universidad Central. Quito 1927: 39 (262): 219-279.
2. Cubillos JC. In: Tumaco, notas arqueologicas. Ministerio de Educacion. Bogota: Editorial Minerva Ltd, 1955: 13-16.
3. Reichel-Dolmatoff G. Ancient peoples and places. Colombia: Thames and Hudson, Londres, 1965: 110-116.
4. Alcina Franch J. La Arqueologia de Esmeraldas (Ecuador). Memorias de la mision Arqueologica Espanola en el Ecuador. Tomo I. Madrid: Ministerio Asuntos Exteriores, 1979: 134-141.
5. Martinez-Frias Maria Luisa. The real earliest historical evidence of Down syndrome. Am J Med Genet 2005: 132A: 231.
6. Anadiotis G. Genetic defects as recorded in the pottery of the Moche culture of Peru. Clin Genet 2000: 57: 347-348.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2007 Рік

Зміст випуску 6 (9), 2007

  1. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  2. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  3. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  4. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  5. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  6. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  7. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  8. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  9. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  10. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  11. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

  12. А.Д. Дюдюн, Н.Н. Полион, Т.Н. Полишко, А.Е. Нагорный, М.А. Довбыш, С.А. Дюдюн, С.В. Захаров

Зміст випуску 4 (7), 2007

  1. О.М. Барна

  2. О.М. Барна

  3. О.М. Барна

  4. О.М. Барна

  5. О.М. Барна

  6. О.М. Барна

  7. О.М. Барна

  8. О.М. Барна

  9. О.М. Барна

  10. О.М. Барна

  11. О.М. Барна

  12. О.М. Барна

Зміст випуску 3 (6), 2007

  1. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  2. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  3. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  4. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  5. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  6. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  7. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  8. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  9. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  10. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  11. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  12. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  13. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  14. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  15. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  16. В.А. Товстановская, И.В. Ус

  17. В.А. Товстановская, И.В. Ус

Зміст випуску 2 (5), 2007

  1. М.В. Майоров

  2. М.В. Майоров

  3. М.В. Майоров

  4. М.В. Майоров

  5. М.В. Майоров

  6. М.В. Майоров

  7. М.В. Майоров

  8. М.В. Майоров

  9. М.В. Майоров

  10. М.В. Майоров

  11. М.В. Майоров

  12. М.В. Майоров

  13. М.В. Майоров

  14. М.В. Майоров

  15. М.В. Майоров

  16. М.В. Майоров

  17. М.В. Майоров

Зміст випуску 1 (4), 2007

  1. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  2. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  3. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  4. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  5. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  6. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  7. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  8. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  9. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  10. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  11. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  12. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  13. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  14. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  15. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова

  16. С.А. Масюкова, В.В. Гладько, М.В. Устинов, Ю.С. Егорова