Topics: Dermatology

Особенности маркировки солнцезащитных средств

Тони Мариус Ионеску, доктор медицины Госпиталь Святого Луи, Париж, Франция

21-22 февраля с.г. в Донецке под патронатом Министерства здравоохранения Украины, Всеукраинской ассоциации врачей дерматовенерологов и косметологов, Украинской ассоциации пластической и реконструктивной хирургии состоялся VIII Национальный конгресс по дерматокосметологии и эстетической медицине. Ставший уже традиционным, нынешний конгресс был посвящен последним достижениям эстетической дерматологии и эстетической геронтологии. В рамках мероприятия ведущие специалисты известнейших клиник и медицинских центров страны поделились своими достижениями и опытом в коррекции эстетических проблем и возрастных изменений. Программа конгресса включала три направления: законодательные и правовые вопросы развития косметологии в Украине, anti-age терапию, современные технологии дерматокосметологии, дерматохирургии и дерматоонкологии.
В последние десятилетия, как отметила заведующая кафедрой дерматовенерологии и косметологии Донецкого национального медицинского университета им. Максима Горького, д.м.н., профессор Т.В. Проценко, в медицине сформировалось новое направление – эстетическая медицина, включающая медицинскую косметологию, пластическую и реконструктивную хирургию, эндокринную гинекологию, урологию, гастроэнтерологию, физиотерапию и ряд других смежных областей медицины. В связи с этим на сегодня вопросы качества оказания медицинских услуг в сфере эстетической медицины весьма актуальны.
Предлагаем вниманию читателей доклад «Photoprotection in 2008», посвященный вопросам маркировки солнцезащитных средств и их применения в дерматологии, который представил гость конгресса, дерматолог, доктор медицины Тони Мариус Ионеску (госпиталь Святого Луи, Париж, Франция).

Тони Мариус Ионеску Сегодня происходят значительные изменения в мировой системе маркировки солнцезащитных средств. Для того чтобы четко понять, что скрывается за этой системой маркировки, необходимо вспомнить, в чем заключается воздействие солнечного излучения, которое, как известно, включает несколько типов лучей, имеющих разную длину волны. С разной длиной волны коррелирует энергия солнечного излучения: чем она короче, тем сильнее энергия. Атмосфера нашей планеты блокирует наиболее неблагоприятные коротковолновые типы излучения. Однако через атмосферу на поверхность Земли из коротковолновых лучей все же проникают ультрафиолетовые (UV) волны типов А (UVA) и В (UVB), влияющие на кожу человека. Одной из характерных особенностей UV-излучения является то, что чем длиннее его волна, тем глубже оно проникает в слои кожи. При воздействии UVA на кожу происходит моментальная ее пигментация, характеристики которой используются косметической индустрией для оценки необходимого объема применяемого солнцезащитного крема – так называемый индекс постоянного пигментационного потемнения Permanent Pigmentation Darkening (PPD). Солнечный ожог или эритему вызывают в основном UVB. Такая способность лучей используется для определения фактора солнцезащиты Sun Protection Factor (SPF). UVB также вызывают утолщение эпидермиса и дермальную гиперплазию. Наиболее опасными эффектами UVA и UVB являются разрушение структуры ДНК, подавление иммунитета и развитие рака кожи. Также оба типа этих лучей могут провоцировать развитие фотодерматозов. Кроме того, если незащищенная кожа постоянно подвергается солнечному излучению в течение нескольких лет, это провоцирует раннее старение кожи – так называемое фотостарение (skin aging).
Известно, что в человеческом организме имеются естественные факторы защиты от UV-излучения, к которым относятся меланин и роговой эпителий. Однако этого недостаточно, чтобы в полной мере защитить нашу кожу от неблагоприятного воздействия UV-лучей. В связи с этим абсолютно необходимо использование соответствующей внешней фотозащиты, экранов и фильтров от солнца. Внешняя фотопротекция включает ношение одежды, через которую не проникает UV-излучение, по возможности минимальное пребывание на солнце и использование солнечных защитных фильтров.
Под термином «солнечный экран» подразумевается качество действующего вещества, т.е. используемых физических частиц минерального происхождения, которые способны рассеивать или отражать солнечные лучи. Под понятием «фильтр» подразумевается действующее химическое вещество, способное поглощать UV-излучение. Фильтры можно подразделить на избирательно поглощающие UVA или UVB, а также на комплексные фильтры, поглощающие оба типа UV-лучей. Таким образом, когда мы используем термин «солнечный экран», это не вполне корректно, поскольку в действительности он может представлять собой либо экран, либо фильтр.
Для того чтобы понять значение применяемой маркировки, рассмотрим, как рассчитываются фактор SPF и индексы защиты Index of Protection (IP).

Расчет SPF
В основе методов определения данного фактора лежит способность UV-излучения вызывать эритемную реакцию кожи. При этом большая роль в повреждении ДНК клеток кожи принадлежит UVВ-лучам.
Первый способ расчета SPF – метод in vivo, который распространен и общепринят в Европе, США, Австралии, Японии и в ряде других стран мира (одобрен Food and Drug Administration [FDA] в США и Comitе de Liaison des Industries de la Parfumerie [COLIPA] в Европе). В США SPF носит название фактора защиты от солнечных ожогов. Суть метода заключается в следующем. Из лампы, излучающей искусственные UV-лучи, пациент получает определенную дозу UVA и UVB. После этого измеряют минимальную эритемную дозу Minimal Erythemal Dose (MED) – величину UV-облучения, которое вызывает покраснение на не облучавшейся ранее светлой коже, появляющееся примерно через 8 ч после облучения и постепенно исчезающее в течение нескольких дней (рис. 1).
Затем на кожу испытуемого наносят солнечный экран из солнцезащитного средства (фотопротектора) объемом 2 мг/см2 и повторно после UV-облучения измеряют MED.
Формула расчета SPF для данного метода:

SPF = MED с фотопротектором / MED без фотопротектора

Другой вид тестирования для расчета SPF – метод in vitro. В ходе исследования используется та же UV-лампа, что и в первом случае, но при этом солнцезащитный экран в объеме 2 мг/см2 наносится на абсолютно ровную прозрачную искусственную поверхность, максимально похожую на поверхность кожи (рис. 2). Путем спектрофотометрии определяют степень блокирования таким экраном UVA и UVB.
Таким образом, фактор SPF не определяет допустимого времени пребывания на солнце без получения эритемы. Он просто является показателем дозы солнечного излучения, необходимой для покраснения кожи.
Следует отметить, что базовая маркировка с указанием фактора SPF не дает полной информации о силе воздействия солнечного экрана, поскольку данный фактор не связан с другими отрицательными эффектами UV-излучения и не отражает степени подавления иммунитета и влияния на ДНК. Следовательно, пациентов необходимо поинформировать, что использование солнцезащитного средства с высоким значением SPF вовсе не означает возможности продления времени пребывания на солнце. Это свидетельствует лишь о том, что вредное воздействие на кожу UV-излучения уменьшается.

Расчет IP
Значения SPF, полученные вышеописанными методами, характеризуют эффективность солнцезащитных средств преимущественно против UVB-облучения, поскольку для того чтобы UVA вызвало эритему, требуется доза во много раз большая, чем для UVB. Таким образом, SPF не дает нам полной информации о степени защиты фотопротекторного средства от UVA. С этой целью для оценки защиты фильтров от UVA были разработаны другие методы. В частности, между странами Центральной Европы и США принято соглашение о необходимости использования еще одного показателя в системе маркировки, свидетельствующего о степени защиты фотопротектора от UVA. Поскольку эритему можно вызвать только очень высокими дозами UVA, то с этой целью была оценена другая ответная реакция кожи – пигментация, отображаемая индексом немедленного пигментационного потемнения кожи (Immediate Pigmentation Darkening [IPD]). Для измерения этого индекса был проведен тест in vivo с использованием лампы, излучающей только UVA. Эффект оценивали в течение 60 с после UVА-облучения. IPD рассчитывали как отношение минимальной пигментационной дозы (Minimal Pigmentary Dose [MPD] – минимальная доза UVA, способная вызвать немедленное потемнение) на незащищенной коже к МPD на коже, покрытой солнцезащитным средством. После облучения UVA в течение часа через 2 ч оценивали показатель постоянного пигментационного потемнения PPD.
Следует отметить, что PPD адекватнее отображает уровень фотопротекции солнцезащитного средства по сравнению с IPD, который имеет более высокие значения, однако завышает истинную степень фотопротекции солнцезащитного средства. В этой связи IPD используется некоторыми производителями для маркировки изделий как своеобразный психологический трюк, часто действующий на покупателей. Именно поэтому индекс немедленного пигментационного потемнения больше не применяется ни в США, ни в Европе. Следовательно, при покупке солнцезащитного крема нужно внимательно посмотреть на маркировку.
Для оценки фотопротекторного средства с целью получения большей информации о том, насколько оно защищает от UV-излучения, существует еще один показатель – критическая длина волны (λс). При l≥380 нм солнцезащитное средство поглощает до 90% излучения. Именно поэтому, в странах Европы солнцезащитные средства, на которых указана λс<370 нм, к продаже не допускаются.
Возникает вопрос: нужсно ли использовать солнцезащитный крем с высоким уровнем SPF? Да, нужно. Исследованиями по изучению эффективности солнцезащитных фильтров и объемов использования продукта, недавно проведенными в США, установлено, что оптимальная фотопротекция солнцезащитного средства проявляется при нанесении его на кожу в количестве 2 мг/см2, а применение в меньшем объеме резко снижает степень его защиты от UV-излучения. Однако большинство людей наносят солнцезащитные средства в объеме от 0,8 до 1 мг/см2. Следовательно, пациенты, страдающие кожными заболеваниями, витилиго, системной красной волчанкой (СКВ) и рядом других заболеваний, на которые влияет инсоляция, при использовании солнцезащитного крема в объеме, меньшем рекомендуемого, не будут адекватно защищены.
Установлено, что 15-20% населения с европейским типом кожи страдают кожными заболеваниями. Для лиц с различными фотодерматозами (полиморфными высыпаниями, солнечной крапивницей и др.) обязательной рекомендацией является использование солнцезащитного крема с индексом защиты SPF=50+, и совершенно бессмысленным будет применение кремов с SPF=15-30. Точно такая же высокая степень защиты необходима пациентам, состояние которых ухудшается после воздействия солнца, – страдающим СКВ, плоским лишаем, акне, герпесом и т.д. Также солнцезащитные средства с SPF=50+ необходимо использовать лицам, кожа которых стала фоточувствительной вследствие приема различных лекарственных препаратов.
Европейским сообществом в 2007 г. были приняты новые изменения маркировки солнцезащитных средств, направленные на большую информированность потребителя и унификацию маркировки. С целью ее упрощения было выделено 4 класса солнцезащитных средств: с очень высокой (SPF=50+), высокой, средней и низкой степенями защиты. Согласно принятым стандартам, на упаковке солнцезащитных средств обязательно помечается SPF/PPD (защиту от UVA и UVB гарантирует SPF/PPD<3). Также отныне на всех европейских товарах данной группы будет размещен круглый логотип UVA, подразумевающий, что степень защиты данного средства от этих лучей достаточно высокая. При этом, как упоминалось выше, критическая длина волны должна быть выше 370 нм. Таким образом, солнцезащитная продукция европейского производства будет иметь соответственно три вида маркировки – SPF, SPF/PPD и λс.
Рассматривая проблему фотопротекции, следует также уделить внимание другим способам защиты от солнечного облучения. Ассоциацией рака кожи (Skin Cancer Association) даны следующие рекомендации по использованию солнечных экранов:
• солнцезащитные средства следует наносить до выхода на улицу на все участки кожи, которые подвергаются солнечному облучению;
• повторное нанесение нужно осуществлять каждые два часа, а также после купания и во время пребывания на пляже; при этом не следует пропускать ни одного участка кожи, который подвергается солнечному воздействию;
• во время инсоляции необходимо находиться в тени;
• носить одежду, не пропускающую UV-излучение, головные уборы с широкими полями и т.п.
Таким образом, использование комплексных мер защиты пациентами с целью протекции от солнечного излучения позволяет избежать преждевременного появления морщин, пигментных пятен, рака кожи и заболеваний, обусловленных UV-излучением.

Our journal in
social networks:

Issues Of 2008 Year

Contents Of Issue 5-2 (14), 2008

  1. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  2. В.А. Бенюк

  3. Т.Р. Никонюк

  4. Е.А. Дындарь

  5. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  6. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  7. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  8. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  9. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  10. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

  11. Є.Є. Шунько, Ю.Ю. Краснова, Л.В. Омельченко

Contents Of Issue 4 (13), 2008

  1. Т.Ф. Татарчук, Н.В. Косей

Contents Of Issue 2 (11), 2008

  1. В.В. Корохов

  2. В.В. Корохов

  3. В.В. Корохов

  4. В.В. Корохов

  5. В.В. Корохов

  6. В.В. Корохов

  7. В.В. Корохов

  8. В.В. Корохов

  9. В.В. Корохов

  10. В.В. Корохов

  11. В.В. Корохов

  12. В.В. Корохов

  13. В.В. Корохов

  14. В.В. Корохов

  15. В.В. Корохов

  16. В.В. Корохов

  17. В.В. Корохов

Contents Of Issue 1 (10), 2008

  1. І.А. Марценковський, Я.Б. Бікшаєва

  2. Ю.И. Чертков

This Year Issues

Contents Of Issue 3 (155), 2024

  1. З.М. Дубоссарська

  2. Д.Г. Коньков

  3. М.В. Майоров, С.І. Жученко

  4. І.Я. Клявзунік

  5. Т.Ф. Татарчук, Андреа Дженаццані, Н.А. Володько, М.Ф. Анікусько

Contents Of Issue 2 (154), 2024

  1. Ю.В. Лавренюк, К.В. Чайка, С.М. Корнієнко, Н.Л. Лічутіна

  2. К.В. Харченко

  3. О.В. Нідельчук

  4. Ф. Вікаріотто, Т.Ф. Татарчук, В.В. Дунаєвська

Contents Of Issue 1 (153), 2024

  1. В.І. Пирогова

  2. Д.О. Птушкіна

  3. О.О. Ковальов, К.О. Ковальов

  4. О.О. Ковальов