Topics: Midwifery

В Украине введен перинатальный мониторинг сахарного диабета

В.И. Медведь, отделение внутренней патологии беременных, Институт педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины; Н.Я. Жилка, отдел охраны здоровья матерей и детей МЗ Украины

Согласно Указу Президента Украины от 21 мая 1999 года № 545/99 в Украине выполняется Комплексная программа «Сахарный диабет». В разделе «Основные мероприятия» отдельный пункт гласит: «Предпринимать меры для выполнения Сент-Винсентской декларации 1989 года, поддержанной Всемирной организацией здравоохранения». Ответственными за реализацию этого пункта назначены МЗ Украины, АМН Украины, Совет Министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также указан срок исполнения – «Постоянно».
О чем же конкретно идет речь? Достижение каких целей, поставленных Сент-Винсентской декларацией, должны обеспечить вышеперечисленные государственные организации? В части, касающейся материнства, находим ответ: «добиться исходов беременности у женщин, которые болеют сахарным диабетом, таких же, как у здоровых женщин».
Эта глобальная цель включена в главу «Основные задачи для взрослых и детей, страдающих диабетом» и располагается в самом начале Декларации. В специальном разделе, посвященном беременным женщинам, где конкретизируются направления, на которых должны быть сконцентрированы усилия медиков и всего общества, сказано, что «без адекватной антенатальной помощи перинатальная смертность у страдающих диабетом может превышать 100%, а число врожденных пороков развития может быть в 2 раза выше по сравнению с соответствующим показателем у беременных, которые не болеют диабетом». Поэтому рекомендуется, чтобы «междисциплинарная бригада интенсифицировала заботу о больных диабетом женщинах до зачатия и во время беременности».
Помимо основного текста, Декларация содержит Вспомогательные документы, девятый раздел которых называется «Руководство по оказанию помощи беременным» и содержит организационные и сугубо медицинские рекомендации по наблюдению, лечению и родоразрешению беременных, больных сахарным диабетом.
Учитывая эпидемический характер роста заболеваемости сахарным диабетом, огромную медико-социальную, в частности перинатальную, значимость этого заболевания, и во исполнение Указа Президента Украины, а также в соответствии с духом и буквой цитированной выше Декларации, МЗ Украины приказом № 582 утвердило национальные клинические протоколы по ведению беременности и родов у больных с предгестационным и гестационным диабетом. Эти протоколы, основанные на доказательной медицине и прошедшие международную экспертизу специалистами ВОЗ, фактически создали нормативную базу оказания квалифицированной, специализированной акушерско-эндокринологической помощи данному контингенту беременных в нашей стране. Следует подчеркнуть, что сахарный диабет стал первым среди всех видов экстрагенитальной патологии, по которому нормативные документы были утверждены приказом Минздрава.
Читатель вправе спросить: каковы же результаты? Этот вопрос совершенно оправдан, можно сказать объективно существует. Более того, есть и другой очень важный вопрос, ответ на который мог бы быть мерилом эффективности выполняемой в стране Комплексной программы «Сахарный диабет»: достигнута ли в Украине цель, провозглашенная Сент-Винсентской декларацией, и если нет, то насколько близка наша страна к достижению этой цели?
Оказывается, ответить на эти вопросы сегодня нельзя из-за отсутствия необходимых статистических данных. 
В официальной государственной статистической отчетности, касающейся вопросов материнства, есть две строчки по сахарному диабету: число больных, наблюдавшихся в связи с беременностью в женских консультациях (по Украине в целом и по регионам), и число родивших больных (по Украине и по регионам). Приводятся абсолютные и относительные показатели. Таким образом, распространенность данной патологии среди беременных, казалось бы, известна. Не станем обсуждать истинность этих данных, поскольку сейчас важнее понять другое: помимо распространенности, не известно больше ничего, а именно:
• сколько беременностей у больных диабетом прерывается ежегодно по рекомендации врачей и обоснованны ли эти рекомендации;
• сколько беременностей прерывается самопроизвольно, в какие сроки и можно ли было эти репродуктивные потери предотвратить;
• каким способом и в какие сроки родоразрешаются больные;
• в каких родовспомогательных учреждениях осуществляется родоразрешение и есть ли в этих учреждениях условия для выхаживания новорожденных от матерей, больных диабетом;
• какова, наконец, перинатальная смертность – основной показатель качества оказания специализированной помощи этому контингенту беременных.
Перечисленный список вопросов далеко не исчерпывает все медицинские и организационные аспекты проблемы «Сахарный диабет и беременность», но ответы на них, согласитесь, значительно приблизили бы нас к знанию реальной ситуации в стране, без которого невозможно разработать комплекс целенаправленных мероприятий для достижения глобальной цели – приведения перинатальных показателей при сахарном диабете до уровня общепопуляционных.
Собственно, отсутствие адекватной информации о перинатальных исходах беременности при наиболее перинатально значимой патологии побудило к введению приказом Минздрава Украины от 13.02.2006 г. № 67 «Про запровадження форм первинної облікової документації в закладах, що надають медичну допомогу вагітним, роділлям та породіллям, та інструкцій щодо їх заповнення», зарегистрированным Минюстом 02.03.2006 г., специального мониторинга в масштабах страны. Специальная учетная форма № 057/о «Реєстраційна карта вагітної, яка хворіє на цукровий діабет» (рис. 1 и 2) обязательно должна заполняться на каждый случай беременности, независимо от исхода последней. Причем заполнять карту должно то учреждение здравоохранения, где беременность закончилась (это важно подчеркнуть, так как уже первые поступившие в центральный банк данных карты показали, что это требование соблюдается не всегда).
Карта представляет собой формализованный медицинский документ, весьма простой и лаконичный, но при этом дающий представление об исходе случая и качестве оказания специализированной помощи больной. Она состоит из девяти разделов, ключевыми из которых мы считаем третий – «Исход настоящей беременности» и восьмой – «Состояние новорожденного». Именно они позволяют адекватно оценить реализацию репродуктивного потенциала больных диабетом женщин, понять, насколько доступно сегодня для них материнство.
Таким образом, в Украине заложены организационные основы для создания регистра беременных с сахарным диабетом и проведения мониторинга перинатальной заболеваемости и смертности при этой патологии. Анализ данных этого регистра откроет, с нашей точки зрения, чрезвычайно широкие возможности для выявления основных недостатков системы оказания акушерско-эндокринологической и неонатологической помощи при сахарном диабете и, следовательно, выработки направленной государственной политики по ее улучшению. В частности, предполагается выяснить целесообразность создания специализированных центров, оптимально определить регионы и учреждения их базирования, необходимую мощность и т. д. При этом следует учитывать прямые рекомендации ВОЗ, согласно которым квалифицированную помощь беременным с сахарным диабетом и их новорожденным могут оказывать только те центры, где в год происходит более 30 родов у таких больных (а стремиться нужно к более высоким цифрам!). Эти центры, если они будут созданы в стране, должны работать по одним и тем же современным стандартам, основанным на данных доказательной медицины и признанным сегодня мировым акушерским сообществом.
Предстоит определить, насколько ведение беременности и родов у больных женщин соответствует национальным клиническим протоколам, проводится ли в стране активное выявление гестационного диабета, правильно ли осуществляется инсулинотерапия и достигается ли стойкая компенсация углеводного метаболизма. Все это позволит решить вопрос о необходимости проведения специальных учебных семинаров для акушеров-гинекологов и эндокринологов, определить, где и в каком количестве их лучше провести и т. д. Попутно будет выяснена годовая потребность в импортных человеческих инсулинах картриджных форм, а также в средствах самоконтроля гликемии, которыми беременных в нашей стране по Программе «Сахарный диабет» обеспечивают бесплатно.
Некоторое число карт в центральный банк данных уже поступило. Таким образом, регистр родился и наполняется. Более того, уже есть первые результаты его анализа, достаточно интересные и даже в определенном смысле неожиданные. Однако они основаны на малом числе сообщений и, соответственно, слишком предварительны, поэтому сообщать о них в этой статье мы не станем. Обещаем читателям журнала «Медицинские аспекты здоровья женщины», что они первыми узнают о результатах, которые уже можно будет считать репрезентативными и достоверными.
И это только первый этап использования регистра. В перспективе он должен превратиться из инструмента четкой регистрации исходов беременности при сахарном диабете в действенный инструмент влияния на эти исходы. Если в Украине будут созданы региональные центры «Сахарный диабет и беременность», то обязательно будет организована компьютерная сеть, связывающая их с центральным регистром. Информация о беременной, страдающей диабетом, должна будет поступать сразу, как только женщина впервые обратится в женскую консультацию. В соответствии с особенностями ее заболевания (тип, степень тяжести, распространенность и выраженность ангиопатий, наличие функциональной недостаточности пораженных органов) и акушерского анамнеза, с помощью специальной компьютерной программы будет предложен индивидуальный комплексный план ведения данной беременности. Таким образом, где бы не проживала больная, помощь ей будет оказываться в соответствии с едиными современными стандартами. Это позволит не только отслеживать перинатальную заболеваемость и смертность, но взять ее под контроль и активно снижать в масштабах всей страны.
Эти планы только в том случае не останутся на бумаге, а будут реализованы, если создаваемый регистр будет полным и достоверным. Тогда анализ информации регистра даст действительно реальную, достоверную картину и позволит выработать адекватные меры. Будет ли регистр таким, зависит только от добросовестности врачей, заполняющих регистрационную карту. Подчеркнем, заполнять этот документ своевременно и качественно – обязанность, предписанная приказом Минздрава. Но осознавать свою гражданскую и врачебную ответственность не менее важно.
Украина первой среди стран СНГ, а вероятно, и всех стран Европы, создает государственный регистр беременных с сахарным диабетом и вводит мониторинг перинатальных потерь при этой патологии. Давайте поддержим это начинание.

Our journal in
social networks:

Issues Of 2006 Year

Contents Of Issue 3 (3), 2006

  1. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  2. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  3. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  4. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  5. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  6. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  7. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  8. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  9. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  10. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  11. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  12. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

  13. А.М. Бычкова, Г.Н. Шевченко

Contents Of Issue 2 (2), 2006

  1. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  2. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  3. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  4. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  5. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  6. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  7. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  8. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  9. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

  10. Г.Л. Марек, С.М. Харчук, Я.В. Щеглова, Е.А. Сорокина

Contents Of Issue 1 (1), 2006

  1. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  2. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  3. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  4. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  5. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  6. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  7. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  8. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  9. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  10. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  11. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

  12. А.Б. Лившиц, Л.А. Лившиц, С.А. Кравченко

This Year Issues

Contents Of Issue 3 (155), 2024

  1. З.М. Дубоссарська

  2. Д.Г. Коньков

  3. М.В. Майоров, С.І. Жученко

  4. І.Я. Клявзунік

  5. Т.Ф. Татарчук, Андреа Дженаццані, Н.А. Володько, М.Ф. Анікусько

Contents Of Issue 2 (154), 2024

  1. Ю.В. Лавренюк, К.В. Чайка, С.М. Корнієнко, Н.Л. Лічутіна

  2. К.В. Харченко

  3. О.В. Нідельчук

  4. Ф. Вікаріотто, Т.Ф. Татарчук, В.В. Дунаєвська

Contents Of Issue 1 (153), 2024

  1. В.І. Пирогова

  2. Д.О. Птушкіна

  3. О.О. Ковальов, К.О. Ковальов

  4. О.О. Ковальов