сховати меню

Доверительный разговор с детьми на темы «взрослой жизни»

сторінки: 68-71

О.В. Ромащенко, д.мед.н., профессор, главный научный сотрудник отдела сексопатологии и андрологии Института урологии НАМН Украины

1_s3%281%29_2009.jpg

Вопросы полового воспитания детей и подростков всегда были сопряжены с немалыми трудностями в их решении. В каждой стране мира они воспринимались и воспринимаются по-разному, в соответствии со сформировавшимися традициями общества и семьи, социальными и экономическими предпосылками, влиянием религии.

За многие годы работы убедилась, что раскрывать подобные темы сложнее всего, особенно в общении с собственными детьми. В то же время игнорировать их недопустимо: открытость и доступность информации об интимной жизни человека, представляемой достаточно часто в искаженной форме, нивелирует основные ценности отношений в любом обществе. При этом формируется дефицит «иммунитета» к любому негативу у тех, кто открывает дверь во «взрослую жизнь».

Важно, чтобы любое проявление интереса такого рода у наших детей стало естественным источником искреннего общения. В данном случае таковое возможно с помощью любимых книг, картин, кинофильмов и музыки.

Несомненно, половое воспитание детей и подростков как элемент общей культуры является необходимым и значимым в формировании их адекватного отношения к тем изменениям, которые происходят в организме и восприятии окружающего мира.

Кто же такие подростки?

В соответствии с классификацией ВОЗ, термин «подростки» объединяет людей в возрасте от 10 до 19 лет, «молодежь» – от 15 до 24 лет, а «молодые люди» – от 10 до 24 лет.

Во многих странах мира подростки самостоятельно принимают решение в отношении выбора полового поведения и времени вступления во «взрослую жизнь». Именно там отмечен высокий уровень абортов среди несовершеннолетних. Язык статистики объективен: ежегодно во всем мире производится около 50 млн абортов, из них 10% приходится на долю юных женщин – от 15 до 19 лет.

Большинство беременностей в этом возрасте в силу различных причин незапланированные, а 75% детей рождаются в неполной семье, без отца. Поэтому обоснование использования эффективной контрацепции именно в юном возрасте является одной из значимых стратегических задач современной медицины. При этом, как свидетельствуют результаты проведенного анкетирования, нельзя не отметить, что реальная информация о методах планирования семьи не соответствует потребностям девушек и юношей. И это в период, когда во всем мире отмечена либерализация половых отношений среди несовершеннолетних. Так, к примеру, в 1964 г. только 14% юношей и 5% девушек имели опыт сексуальных отношений, а в 2009 – уже 48 и 54% соответственно.

Бесспорно, эти цифры раскрывают цепь последующих проблем, связанных с формированием нарушений репродуктивной способности юных мужчин и женщин. Кроме того, было отмечено, что частота воспалительных заболеваний половых органов у девушек, имеющих опыт сексуальных отношений, в 3-4 раза выше, чем у женщин фертильного возраста. А это в свою очередь предопределяет по-прежнему высокий уровень бесплодия (15-20%) в супружестве, невынашивания беременности, психологических конфликтов в паре. К тому же молодежь вступает в брак в более позднем возрасте, откладывая рождение ребенка на период после 28-30 лет. При этом половая зрелость и половая активность проявляются значительно раньше. Например, время начала менструации (менархе) наблюдается в среднем в 12,4 года (от 11 до 15 лет), а еще 10 лет тому назад – в 13,9 года.

И все же репродуктивный потенциал молодежи отождествляется с перспективой поколения и должен рассматриваться с позитивной точки зрения будущего развития в неразрывной связи с восприятием и особенностями социального и культурного состояний общества. Поэтому если подростки независимо принимают решение о начале половых отношений в юном возрасте, необходимо им тактично и обоснованно предоставить необходимую систему знаний, чтобы способствовать снижению степени риска негативных последствий такого решения и отдалению дебюта половых отношений.

Для каждого человека независимо от возраста сексуальное здоровье – это состояние благополучия в проявлении своей сексуальности, предупреждении нежелательной беременности, профилактике распространения инфекций, передающихся половым путем, и СПИДа, свободы от насилия.

Один из учеников Зигмунда Фрейда, Вильгельм Райх, выделяя особенности меняющегося мира, отмечал, что «при изменении экономических отношений в обществе в воздухе накапливается потенциал сексуальной свободы». Ученый выделял основные моменты, предопределяющие сексуальную революцию:

  • доступность контрацептивных средств и возможность планирования желанной беременности в оптимальное для этого время;
  • протест молодежи против ханжества общества и недосказанности в отношениях мужчины и женщины;
  • возрождение феминизма в новых проявлениях;
  • большая открытость в отношениях, эмоциональная свобода и сексуальная раскованность.

Несмотря на сложные преобразования мира в каждый период времени, извечными остаются человеческие ценности. При любых расколах истории и формирующихся традициях «материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря».

Михаил Ромм в обращении к человечеству в своем последнем документальном фильме «И все-таки я верю...», выделяя неразрывную связь эпохи и особенностей складывающихся отношений между мужчиной и женщиной, отмечал: «Как бы быстро не вращалась земля, придавая ускорение мыслям и проявлениям эмоций, все всегда возвращается на круги своя – оправданными остаются лишь взаимная искренность чувств и отношений...»

Время всегда расставляет свои акценты. В наши дни проблема одиночества, часто как следствие виртуального восприятия происходящего в ускоряющемся времени, формирующегося сценария поверхностных отношений, – путь к разочарованию и утраченных надежд. И все же в любом возрасте, как бы ни складывались обстоятельства, каждый человек надеется на возможность быть воспринятым, проявить свой талант, свою неповторимость.

Осознание человеческих ценностей и раскрытие способностей формируется в едином ключе и предопределено совокупностью предпосылок и состоянием внутренней готовности к этому. В воспитании детей необходимо достигать максимального совпадения этих составляющих. В связи с этим весьма необходимо понимать, что каждый возрастной период предопределен соответствующими задачами и перспективами. При постижении философии Востока открываются жизненно важные этапы:

  • молодость – до 20 лет;
  • создание семьи – до 30 лет;
  • выполнение общественных обязанностей – до 40 лет;
  • познание собственных заблуждений – до 50 лет;
  • последний творческий период – до 60 лет;
  • желанный период жизни – до 70 лет;
  • старость – после 70 лет.

Каждый из этих этапов связан с определенным состоянием духовного насыщения и эмоций, позволяющих по-новому воспринимать мир, перелистывая страницы жизни.

Достигая зрелости, постигая собственные ошибки и разочарования, каждый человек надеется на возможность восприятия своими детьми всего происходящего в более ярких и теплых красках.

Ю.Б. Норштейн, известный режиссер и художник-мультипликатор, анализируя вечную недосказанность в отношениях родителей и детей, отмечал, что одним из лучших проводников в общем позитивном восприятии реальности есть искусство: «Наша жизнь – ежеминутный сгусток времени и пространства, не перестающих оживать с новой силой на полотнах Рембрандта, Пикассо, Ван Гога, Малевича. Искусство – это ключ к общему познанию и открытию мира, единению душ».

 

Romaschenko_2(53)_2012_1.jpg

Это объяснение в любви друг к другу с ощущением неповторимости времени. «Искусство – это наша жизнь. Облегчить жизненные страдания – его главная задача», – утверждал Огюст Роден. И в унисон этому Пабло Пикассо отмечал: «Любое творчество всегда сексуально. Это путь к избавлению от одиночества в жизни любого человека». В этой связи Борис Пастернак писал: «А наша жизнь – это попытка прорваться друг к другу в надежде быть услышанным».

Как же можно услышать, а тем более понять своих детей, если в повседневном общении родители уделяют им не более 7 минут. При этом они забывают, что доверительные отношения с детьми возможны при условии тактичного участия в их жизни. Именно такое общение позволяет открыть мир своей души и своего ребенка, почувствовать, как они (эти два мира) могут соединиться. Возможно, это и есть дорога к самому себе.

Своевременный разговор с детьми позволяет расставлять не только правильные акценты на ориентирах времени и ситуаций, но и обращать внимание на радугу ощущений и изменения в восприятии самого себя в каждом времени.

 

Romaschenko_2(53)_2012_2.jpg

К тому же подростки за 2-3 года до возможных этапов взросления должны быть проинформированы и готовы к физиологическим изменениям и их проявлениям в организме. При этом разговор, касающийся подобных преобразований, обязательно должен быть тактичным и доверительным. Любое проявление давления или жесткости со стороны родителей, педагогов, медиков может вызвать обратную, негативную, реакцию со стороны подростков.

Возможность слышать и понимать друг друга – это возможность открыть дверь в мир с яркими красками.

Каков же он этот мир?

Как отмечают сами дети, он цветной. При этом каждый цвет имеет свое значение и свою насыщенность: синий – цвет глубины, серый – цвет мысли, коралловый – цвет эмоций, желтый – цвет радости, красный – цвет насыщенности. Точнее не скажешь! Все, что окружает нас в этом мире, имеет свою неповторимость, значимость и ценность.

Все важное – просто, как и ощущение того, что жизнь – подарок, жизнь – открытие, жизнь – вдохновение! Это мы интуитивно впитываем и понимаем с раннего детства и растрачиваем с возрастом. Как говорил Ролан Быков: «Дети – большие мудрецы, чем взрослые».

Несомненно, жизнь – готовность открытия новых ощущений и чувств. Мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины – каждый имеет свою особенность восприятия мира вокруг себя и в самом себе.

Коко Шанель любила повторять: «Если женщина не забыла, что мужчина – ребенок, она знает о нем все». «Мир женщины – это постоянное утверждение любви, созидающей, согревающей, насыщающей» (Марк Шагал).

Сейчас мы все чаще говорим о проблеме женского и мужского одиночества, возрастной нетерпимости и частоте межличностных конфликтов. Все это во многом предопределено неподготовленностью к семейным отношениям, неумением понимать, слушать друг друга и воспринимать каждого с уважением любых проявлений неповторимости.

Способность к любви генетически заложена в каждом человеке и развивается задолго до формирования сексуальности. Это удивительное качество формируется под воздействием сказок, любви к ветру, дождю, солнцу – всему тому, что окружает нас в этом меняющемся и неповторимом мире. Это, безусловно, воспитание искренности, сопереживания, способности ощущать боль другого человека и, естественно, помочь в избавлении от нее.

Любовь – ведущая потребность человека, обеспечивающая поток жизненных сил, позволяющих утвердиться в мире. По словам польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси, в любви мы становимся уязвимыми, мы становимся зависимы. Однако, если смотреть на мир без любви – мы не сможем его понять и почувствовать. «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь», – утверждал Лев Толстой.

Задача родителей – воспитывать в детях способность к любви и ответственность за бережное отношение к этому чувству. При этом следует помнить, что в формировании настроенности на любовь наиболее значимым аргументом при этом есть атмосфера родительского дома, семьи. Нет ничего важнее искренности и естественного доверия в отношениях друг с другом, детей и родителей. Потому-то в душе каждого ребенка всегда преобладает желание подражать самым близким людям. В большинстве случаев они воспринимают искренность отношений и чувств через сформировавшиеся традиции семьи. Это убедительно проявляется в ответах школьников на вопрос: «Что такое любовь?» Большинство из них отмечают, что это:

  • общность интересов и взглядов;
  • тайна, которую каждый должен открыть сам;
  • непредсказуемое многоцветное чувство;
  • полное доверие в отношениях;
  • такое состояние души, когда мир представляется в ярких красках;
  • когда двое понимают друг друга, как себя;
  • призыв природы.

Влюбленный человек всегда излучает тепло и не способен на проявления злости, ненависти.

Почти как у Гарсиа Маркеса:

«Любовь сильнее обстоятельств,

сильнее болезни,

сильнее старости,

сильнее ненависти,

сильнее войны,

сильнее бедности».

Бесспорно одно: когда влюбляешься – открыт для всего мира, в противном случае шлюзы жизненных потоков закрываются.

Вселенская любовь, заполняющая мир светом, и есть основным стержнем всего происходящего, что позволяет оставаться людьми в самых непростых ситуациях. Именно она делает человека неповторимым, определяя бесконечность граней его красоты и таланта. Эта красота как свечение притягивает к себе, что, по мнению Одри Хепберн, всегда есть основным наполнением харизматичности.

«Чтобы губы были привлекательными, говори ими красивые слова.

Чтобы глаза были красивыми, ищи ими хорошее в людях.

Для стройности фигуры раздели свою пищу с голодным.

Для красоты волос позволь ребенку запустить в них свои пальчики.

Для душевного спокойствия живи с уверенностью, что никогда не будешь в одиночестве.

Люди нуждаются в восстановлении и возрождении, никогда и никого не отвергай.

С возрастом ты поймешь, что у тебя две руки: одна – чтобы помочь себе, другая – чтобы помочь другому».

Руководствуясь такими принципами, можно было бы познать рай и в земной жизни. А единственный рай – это состояние влюбленной души, по-прежнему основной камертон счастья мужчины и женщины в их вечном и неповторимом союзе. Интимность таких отношений – как тонкая нить, особое эмоциональное пространство, общение, в одночасье и хрупкое, и мощное – в зависимости от сложившихся традиций и духовного источника единения.

Воистину должны прилепиться друг к другу, чтобы чувствовать друг друга и единый мир вокруг себя...

 

Pamfamirov_2(53)_2012_4.jpg

Как об этом рассказать детям?

Какие слова найти, чтобы поговорить и о сексуальности?

Каждый человек сексуален и в этом проявлении неповторим. Более того, сексуальность и внутренний потенциал человека всегда сопоставимы и предопределяются множеством факторов: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, политическими, культурными, этническими, правовыми, историческими, семейными, особенностями вероисповедания и т.д.

Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, установках, поведении, отношениях и, конечно же, в любом творческом проявлении. Она в первую очередь предопределена достижением определенного возрастного этапа, когда наступает состояние переоценки мира и всего происходящего в нем, когда самые сложные моменты в отношениях двоих упрощаются сами по себе, когда наступает подходящее время насыщенных эмоций, т.е. когда ощущаешь способность их переживать. Это период возрастной зрелости. Именно с этим в значительной степени связана возможность достижения гармонии в интимных отношениях мужчины и женщины.

Счастливые сексуальные отношения с насыщением позитивными эмоциями обеспечивают очень близкое, единственное в своем роде, общение. Такое общение, связанное с незабываемыми моментами жизни, обогащает и преображает, порой значительно, жизнь каждого. Именно это во многом определяет вкус жизни.

Нужно найти слова, возможности, чтобы научить своих детей ценить каждый день, каждый час, каждую минуту.

Как объяснить, что жизнь можно прожить, сохраняя позицию пассивного наблюдателя, и это не лучший вариант? Ведь можно быть ее активным участником, ощущая радость каждого дня, свою востребованность и неповторимость. При этом важно понимать и помнить, что доверительное и бережное отношение друг к другу на длинной дистанции жизни – ключ к счастью.

Родители должны осознавать, что дети имеют полное право на собственную жизнь, и они не смогут прожить ее за них. При этом ностальгию по детству каждого взрослого можно нейтрализовать извечной реализацией несбывшихся детских надежд и возможностей. Именно через детей можно по-новому пережить и пропустить через себя неповторимые эмоции, связанные с каждым этапом взросления.

Это возможно при условии если:

  • уметь слушать своих детей;
  • слышать своих детей;
  • понимать своих детей;
  • любить их!

И тогда возникнет реальная возможность не раз пережить моменты общей радости, счастья, единения и убедиться, что жизнь – подарок, открытие, чудо в любом движении времени.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2012 Рік

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (155), 2024

  1. З.М. Дубоссарська

  2. Д.Г. Коньков

  3. М.В. Майоров, С.І. Жученко

  4. І.Я. Клявзунік

  5. Т.Ф. Татарчук, Андреа Дженаццані, Н.А. Володько, М.Ф. Анікусько

Зміст випуску 2 (154), 2024

  1. Ю.В. Лавренюк, К.В. Чайка, С.М. Корнієнко, Н.Л. Лічутіна

  2. К.В. Харченко

  3. О.В. Нідельчук

  4. Ф. Вікаріотто, Т.Ф. Татарчук, В.В. Дунаєвська

Зміст випуску 1 (153), 2024

  1. В.І. Пирогова

  2. Д.О. Птушкіна

  3. О.О. Ковальов, К.О. Ковальов

  4. О.О. Ковальов