скрыть меню

Современные подходы к лечению остеопороза, диагностированного в пременопаузе

страницы: 53-55

Предлагаем вашему вниманию клинический алгоритм ведения 42-летней пациентки с переломом запястья и диагностированным остеопорозом, представленный на сайте Североамериканского общества по менопаузе (The North American Menopause Society).

Профессор отделения эндокринологии, метаболизма и гериатрии, директор клиники нарушений обмена кальция (McMaster University, Hamilton, Ontario Canada) A. Khan описала основные принципы ведения пациенток с остеопорозом, диагностированным в пременопаузе.

Остеопороз является одной из доказанных причин, ассоциируемых с повышенным риском переломов у женщин в постменопаузе. Наличие перелома на фоне усиленной хрупкости костей свидетельствует о снижении прочности кости и требует дальнейшей оценки для выяснения причин этого состояния на фоне предполагаемого отсутствия эстрогенодефицита у женщин в пременопаузе.

Диагноз остеопороза у этой пациентки поставлен по факту случившегося перелома вследствие повышенной хрупкости костей, но не по критериям оценки минеральной плотности костной ткани (МПК). Критерии ВОЗ для установления диагноза остеопороза на основе только показателей МПК не применимы у лиц в пременопаузе, поскольку критерии для диагностики низкой МПК у женщин в пременопаузе отличаются от таковых в постменопаузе.

Нормальный уровень МПК в пременопаузе колеблется в пределах двух стандартных отклонений от эталонного показателя соответственно возрасту (по Z-шкале > -2). Низкий показатель МПК (поясничного отдела позвоночника, бедренной кости, шейки бедра или первой трети лучевой кости) в пременопаузе определяется как равный двум или менее двух стандартных отклонений (SD) по отношению к эталонному значению для соответствующего возраста (Z-шкала ≤ -2). Это может быть обусловлено недостаточным достижением пика костной массы или ее потерей и требует дальнейшей оценки.

Необходимо подтвердить, что перелом запястья у пациентки действительно обусловлен повышенной хрупкостью костей и связан с минимальной травмой, например при падении с высоты собственного роста, с третьей или ниже ступеньки лестницы. Аналогичным образом необходимо оценить другие предшествующие переломы, если таковые имеются.

Остеопороз, а также и низкий уровень МПК у лиц в пременопаузе всегда должны быть детально изучены, так как они могут быть обусловлены наличием основного заболевания или состояния, а также приемом некоторых лекарственных препаратов. В дополнение к генетической предрасположенности такие факторы, как недостаточное потребление кальция, злоупотребление алкоголем и/или курение, низкая масса тела в подростковом и юношеском возрасте могут привести к низкому пиковому уровню костной массы.

Клинический или субклинический дефицит эстрогенов также может служить причиной более низкой пиковой массы кости или развития остео­пороза в период пременопаузы.

После подтверждения клинического диагноза остеопороза необходимо исключить заболевания или состояния, которые сопровождаются потерей костной ткани и нарушением прочности кости (табл. 1).

Существуют два основных фактора, от которых зависит формирование и поддержание костной системы у женщин: гормональный статус и масса тела. Причинами, обусловливающими развитие остеопороза и снижение прочности костей, являются заболевания, вызывающие нарушение формирования костей или чрезмерную потерю костной ткани, а также препараты, повышающие риск развития остеопороза и переломов вследствие повышенной хрупкости костей. Лиц с переломами на фоне хрупкости костей или с прогрессирующей потерей костной массы в период пременопаузы рекомендовано направлять в клиники, специализирующиеся на проблемах костного метаболизма.

Консультацию у таких женщин необходимо начать с выяснения возраста менархе, оценки регулярности менструального цикла, а также наличия симптомов менопаузы. Отдельно следует уточнить и при необходимости пересмотреть использование контрацептивов. Например, длительное применение депо медроксипрогестерона ацетата может способствовать снижению МПК.

Особо необходимо оценить массу тела пациентки и на данный момент, и в прошлом. Так, наличие в анамнезе нервной анорексии может привести к недостаточному формированию генетически детерминированного пика костной массы или стать причиной ее потери в юности. Также следует выяснить лекарственный анамнез. Терапия глюкокортикоидами вызывает ухудшение количественных и качественных показателей костной системы, сопровождается прогрессирующим снижением МПК, нарушением функционирования остео­бластов и остеоцитов и приводит к развитию переломов вследствие повышенной хрупкости костей. Другие лекарственные средства, которые могут повлиять на состояние костной системы, включают противосудорожные, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, тиазолидиндион и агонисты гонадотропин-рилизинг гормона, а также препараты химиотерапии.

Важно определить наличие других заболеваний, которые могут быть причиной развития переломов на фоне повышенной хрупкости (табл. 1), таких как: гипертиреоз, гиперпаратиреоз, бронхиальная астма, хронические обструктивные заболевания легких (требующие глюкокортикоидной терапии), а также синдром Кушинга. Состояния, сопровождающиеся мальабсорбцией, также могут обусловливать повышение риска развития остео­пороза из-за нарушенного всасывания витамина D, кальция и фосфора.

Заболевания/состояния

  • Гипогонадизм (первичный и вторичный)
  • Первичный гиперпаратиреоз
  • Тиреотоксикоз
  • Гиперкортицизм (синдром Кушинга)
  • Дефицит соматотропина
  • Остеомаляция
  • Миелопролиферативные заболевания
  • Патология соединительной ткани

Нарушения всасывания(такие как целиакия)

  • Патология печени (например первичный билиарный цирроз печени)
  • Воспалительные заболевания кишечника
  • Патология почек
  • Гиперкальциурия
  • Несовершенный остеогенез

Лекарственные препараты

  • Глюкокортикоиды
  • Тироксин (чрезмерный прием)
  • Противосудорожные (фенитоин, фенобарбитал)
  • Гепарин (длительная терапия)
  • Литий
  • Цитотоксическая химиотерапия
  • Агонисты гонадотропин-рилизинг гормона
  • Медроксипрогестерона ацетат

 

Кроме того, остеопороз может развиться на фоне системных воспалительных заболеваний, таких как ревматоидный артрит или системная красная волчанка. С учетом того, что витамин D гидроксилируется в печени и почках, патология этих органов также может сопровождаться развитием остеопороза. Системная патология соединительной ткани, а именно несовершенный остеогенез, для которого характерны голубовато-­серый цвет склер, снижение слуха, нестабильность суставов, заболевания зубов, хрупкость костей, – должна быть вовремя диагностирована с назначением соответствующего лечения.

Чрезмерное потребление алкоголя и курение также могут привести к развитию остеопороза и требуют детальной оценки.

После тщательного сбора анамнеза и осмотра следует назначить лабораторные исследования для исключения других причин потери костной массы (табл. 2). Рентгенография позвоночника проводится при снижении роста > 2 см или жалобах на боль в спине для исключения или подтверждения наличия переломов позвонков. Обязательным является определение уровня МПК в начале и в динамике лечения пациентки.

Лабораторные исследования

  • Сывороточный уровень кальция (с поправкой на альбумин)
  • Развернутый анализ крови
  • Скорость оседания эритроцитов
  • Фосфор
  • Магний
  • Функциональные пробы печени
  • Тиреотропный гормон
  • Эстрадиол, фолликулостимулирующий гормон
  • Оценка функции почек
  • 25-гидроксивитамин D
  • Паратгормон

Определение в суточной моче

  • Са, креатинин

Дополнительные исследования

  • Анализ на целиакию
  • Определение свободного кортизола в суточной моче
  • Анализ генетического полиморфизма генов Col1A1 и Col1A2

 

Лечение таких больных включает коррекцию любых отклонений в состоянии здоровья и терапию заболеваний, способствующих развитию остеопороза. Если при проведении диагностики не удалось определить причину прогрессирующей потери костной ткани, необходимо выполнение биопсии кости с тетрациклиновой меткой. Это позволит оценить процессы формирования и резорбции костей, а также убедиться в отсутствии нарушений их минерализации.

Пациенткам рекомендован прием препаратов, содержащих кальций и витамин D. Обязательным является отказ от курения, ограничение потребления алкоголя, слабоалкогольных напитков, а также кофе. Женщинам с низким индексом массы тела необходимо скорректировать этот показатель до нормы.

У лиц в пременопаузе с остеопорозом вследствие глюкокортикоидной терапии была проведена оценка эффективности приема бисфосфонатов. В данной конкретной ситуации их применение было эффективным в нормализации процессов ремодуляции костей и снижении риска переломов на фоне повышенной хрупкости. Бисфосфонаты длительно задерживаются в костной ткани, и у женщин в пременопаузе, планирующих беременность, при высвобождении из костей могут оказать влияние на развивающийся скелет плода. Эти лекарственные средства не должны назначаться беременным, а планирующим зачатие следует применять их с большой осторожностью.

Назначение терипаратида (аналога паратире­оидного гормона) рекомендовано рассматривать в качестве средства терапии у лиц с рецидивирующими переломами вследствие хрупкости костей. Его применение является эффективным в повышении показателя МПК, а также улучшении костной микроархитектоники у женщин в пременопаузе с остеопорозом. Необходимо проведение дальнейших исследований по применению терипаратида с участием большого количества пациенток. Назначать этот препарат молодым женщинам или девочкам не следует, поскольку у них еще не закрыты зоны роста.

Лицам в возрасте до 50 лет с клинически выраженным или субклиническим эстрогенодефицитом настоятельно рекомендовано проведение эстрогенотерапии. Поскольку на сегодняшний день количество данных с оценкой эффективности лекарственной терапии остеопороза в пременопаузе очень ограничено, необходимы дальнейшие исследования.

КАЛЬЦЕОС

Склад лікарського засобу:

діючі речовини: кальцій карбонат (calcium carbonate), колекальциферол (вітамін D3) (cholecalciferol (vitamin D3));

1 таблетка жувальна містить кальцію карбонату 1250 мг, що відповідає 500 мг кальцію, колекальциферол (вітамінD3) 400 МО (10 мкг);

Лікарська форма. Таблетки жувальні.

Фармакотерапевтична група.

Препарати кальцію. Кальцій у комбінації з іншими препаратами. Код АТС А12А Х

Показання до застосування.

Застосовується для профілактики та лікування дефіциту кальцію та/або вітаміну D3 у дорослих; для профілактики та комплексної терапії остеопорозу.

Протипоказання. Гіперкальціємія, гіперкальціурія і хвороби і/або умови, які призводять до гіперкальціємії і/або гіперкальціурії (наприклад мієлома, кісткові метастази, первинний гіперпаратиреоз); нефролітіаз, нефрокальциноз; гіпервітаміноз D; підвищена чутливість до компонентів препарату; ниркова недостатність; підвищена чутливість до сої або арахісу.

Застосування у період вагітності або годування груддю. Цей препарат можна застосовувати у період вагітності або годування груддю. Однак добова доза кальцію не повинна перевищувати 1500 мг і вітаміну D3 не більше 600 МО. Варто уникати передозування колекальциферолу вагітним жінкам, оскільки постійна гіперкальціємія може призвести до фізичного чи розумового відставання у дитини, надклапанного стенозу аорти чи ретинопатії. Відзначені випадки, коли після прийому дуже великих доз вітаміну D3 при гіпопаратиреоїдизмі у матері діти народжувались без вроджених вад. Вітамін D3 і його метаболіти можуть проникати у грудне молоко, тому необхідно враховувати надходження кальцію і вітаміну D3 до організму матері і дитини із інших джерел.

Спосіб застосування та дози. Препарат приймати внутрішньо незалежно від прийому їжі. Таблетки слід розсмоктувати чи розжовувати. Препарат приймати по 1 таблетці 2 рази на день. Пацієнти з печінковою недостатністю не потребують коригування дози. Пацієнтам із тяжким ступенем ниркової недостатності не слід застосовувати препарат.

Побічні ефекти. Побічні ефекти відповідно до системної класифікації наведені нижче.

З боку імунної системи: Реакції гіперчутливості, у тому числі ангіоневротичний набряк або набряк гортані. Порушення метаболізму і харчування. Гіперкальціємія і гіперкальціурія. З боку шлунково-кишкового тракту: Запор, пронос, метеоризм, біль у животі, нудота. З боку шкіри і підшкірної клітковини: Свербіж, шкірні висипання, кропив’янка.

Категорія відпуску. Без рецепта.

Назва і місцезнаходження виробника. Іннотера Шузі/ Innothera Chouzy. Рю Рене Шантеро Л’Ісль Вер-41150, Шузі-сюр-Сіс, Франція/Rue Rene Chantereau L’Isle Vert-41150,Chouzy-sur-Cisse, France.

Реєстраційне посвідчення UA/13337/01/01 Наказ МОЗ №1153 від 27.12.2013

 

Подготовила Мария Арефьева

Обзор по материалам: Khan A. Current treatment approaches for osteoporosis // The North American Menopause Society (NAMS). 2015; 11 (2)

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2015 Год

Содержание выпуска 9 (95), 2015

  1. І.Б. Вовк, В.Ф. Петербурзька, В.К. Кондратюк

  2. П.Н. Веропотвелян, А.А. Бондаренко, Н.П. Веропотвелян

  3. А.П. Григоренко, Н.С. Шатковська, О.Х. Герич та ін.

  4. В.И. Мамчур, С.Н. Дронов

  5. В.В. Трегуб, В.И. Тарасюк, Е.К. Тарасюк и др.

  6. Л.М. Маланчук, З.М. Кучма, С.Л. Маланчук

  7. О.В. Рыкова

  8. С.П. Пасечников

Содержание выпуска 7 (93), 2015

  1. Т.Ф. Татарчук, Н.В. Косей

  2. П. Н. Веропотвелян, Н. П. Веропотвелян, И. С. Цехмистренко и др.

  3. Н.С. Шатковская, И.Н. Рудык, Н.М. Кинчик

  4. В. І. Горовий

  5. П. Н. Веропотвелян, Н. П. Веропотвелян, А. А. Бондаренко

  6. О.В. Рыкова

Содержание выпуска 6 (92), 2015

  1. Н.П. Веропотвелян, А.А. Бондаренко, Н.С. Русак и др.

  2. В.В. Каминский, М.Н. Шалько, В.С. Михайлов и др.

  3. В.І. Горовий

  4. П.Н. Веропотвелян, Н.П. Веропотвелян, Н.В. Пивнева и др.

  5. В.Ф. Нагорная, Т.Я. Москаленко, А.А. Гриценко

  6. О.М. Гопчук, Т.В. Герасимова, О.В. Морозова та ін.

  7. М.В. Майоров, Е.А. Жуперкова, С.И. Жученко и др.

  8. П.Н. Веропотвелян, Н.П. Веропотвелян, А.А. Бондаренко и др.